21 июня 2016 года Госдума отменила регистрацию БПЛА массой менее 30 кг
Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях, который отменяет обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов, максимальная взлетная масса которых менее 30 кг. Данные изменения освобождают от госрегистрации беспилотные авиационные системы и их элементы, включающие беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 кг и меньше.
В 2015 году парламент ввел регистрацию и сертификацию для БПЛА массой более 250 г. Изменения были закреплены в Воздушном кодексе. Теперь же госрегистрация не потребуется. Нет необходимости также в сертификате летной годности и свидетельстве авиаперсонала гражданской авиации.
Кассаемо беспилотников массой свыше 30 кг, в соответствии с новым законом, они должны проходить сертификацию согласно федеральным авиационным правилам. Гражданские беспилотники с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенные или произведенные в России, при этом подлежат обязательному учету в порядке, установленном правительством. Беспилотники, произведенные в России, должны ставиться на учет, а ввезенные из-за рубежа - проходить сертификацию.
Принятый закон также вводит обязательную аттестацию для специалистов экспериментальной авиации. По новому закону Минтранс будет устанавливать форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и операторов требованиям федеральных авиационных правил.
История закона о госрегистрации
В связи с широким распространением беспилотных летательных аппаратов и расширением областей их использования появилась необходимость в уточнении отдельных положений Воздушного кодекса РФ и создании государственной базы данных. Законопроект, подготовленный Минтрансом, внесли в Госдуму в конце марта 2015. Он был одобрен на заседании правительства РФ 19.05.15 и принят Госдумой 22.12.15. Закон был подписан 30.12.15 года президентом РФ В.В. Путиным.
30.05.2016 закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" вступил в силу.
Закон был направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности и регулирует использование БПЛА или дронов. Закон наделял оператора беспилотника, который обязан иметь свидетельство внешнего пилота, статусом командира воздушного судна (КВС), накладывая на него обязанность обеспечивать безопасный полет.
Согласно документу, регистрации подлежали все БПЛА с взлетным весом равным или большим 250 г.
Порядок регистрации
Порядок регистрации БПЛА в законе описан не был. Фактически, закон о регистрации действовал бы только после выхода дополнительного постановления правительства (проект был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru). Дата выхода дополнительного постановления о порядке регистрации БПЛА не была определена.
Согласно проекту постановления "Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в РФ или произведенных в РФ", функциями регистратора БПЛА планировалось наделить Федеральную службу безопасности.
- страна-изготовитель;
- тип (название, присвоенное изготовителем);
- серийный номер изделия;
- год изготовления;
- назначение (военное, гражданское);
- наименование или ФИО изготовителя БПЛА (при самостоятельной сборке);
- тип двигателей;
- мощность двигателей;
- количество двигателей;
- максимальный взлетный вес;
- документ, подтверждающий изготовление БПЛА (при самостоятельной сборке);
- документ, подтверждающий приобретение БПЛА (при ввозе из-за рубежа);
- личные данные: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, контактный номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).
Орган учета вносил бы данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА планировали наносить регистрационный номер.
Регистрация БПЛА в других странах
В ЕС законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов, в настоящее время нет. EASA (европейское агентство по безопасности авиаперевозок) в 2015 году представило документ "Концепция эксплуатации БПЛА", на основе которого планируется разработать свод специальных правил, которые затем будут представлены на рассмотрение комиссии.
На данный момент максимальная взлетная масса подлежащего регистрации аппарата, максимальная высота полета и прочие ограничения отличаются в зависимости от страны.
К примеру, в Италии регистрации подлежат дроны взлетной массой 25 кг и выше, при этом полеты частных БПЛА запрещены при большом скоплении людей, а также рядом с аэропортами, военными объектами, вокзалами, электростанциями, правительственными зданиями. Запуск дронов здесь разрешен на хорошо просматриваемом, открытом пространстве на удалении 150 и более метров от объектов городской инфраструктуры и 50 и более метров от людей и объектов частной собственности.